Углеродосодержащие огнеупоры (углеродистые)
Углеродсодержащие огнеупоры содержат углерод в количестве от 30 до 92%.Углерод в кристаллической форме графита имеет очень высокую температуру плавления (3800°С), однако его основным недостатком как огнеупорного материала является то, что на воздухе он начинает окисляться начиная с 700 °С. Графит встречается в природе в естественном виде и его также получают искусственно посредством нагрева чистого антрацита до 2300 °С в специальных электропечах. При этом происходит выделение всех примесей и перекристаллизация свободного углерода в графит.
Из чистого графита огнеупорные изделия не изготовляют в связи с трудностями формования.
Графитошамотные огнеупоры-тигли, стаканы, трубки, изложницы, пробки, изготавливают из графита, шамота и огнеупорной глины по технологии шамотных огнеупоров, используя пластическое и полусухое прессование.
Огнеупорность до 1900°С .
Углеродосодержащие огнеупоры получают из массы, включающей следующие компоненты в мас.%: зернистый огнеупорный наполнитель - обожженный боксит с содержанием Al2O3 65 - 68 мас.% - 50 - 85, углеродосодержащий компонент 5 - 20, тонкомолотая составляющая с размером частиц менее 0,063 мм.
Углеродсодержащие изделия можно применять только в печах с восстановительной атмосферой, так как при 700 °С они начинают гореть в окислительной атмосфере. Их высокая огнеупорность и термостойкость, несмачиваемость жидкими шлаками и металлами предопределяет эффективное использование в плавильных печах.
Из глинистографитовых огнеупоров делают тигли и сталеразливочный припас, а также муфели различного назначения. Износ и разрушение этих изделий происходят по мере выгорания графита и его вымывания расплавленным металлом.
Углеродсодержащие огнеупоры широко применяют для футеровки ферросплавных печей, электрических печей для плавки карбида кремния, выполнения выпускных желобов сталеплавильных печей и для кладки лещади и футеровки горна доменных печей. Рабочую футеровку горна выполняют из коксовых кирпичей, а многослойную лещадь выкладывают из блоков, тесно подгоняя их друг к другу во избежание просачивания жидкого чугуна.